История бренда Nike

Все началось с Безумной Идеи — мечты 24-летнего парня из Орегона изменить жизнь и оставить свой след в истории. Фил Найт, молодой выпускник Стэнфорда, взял у отца пару сотен долларов взаймы, рискнул — и совершил переворот в мире спортивной обуви.

Создатели бренда

Создатели бренда Nike познакомились в 1957 году в Университете штата Орегон. Билл Бауэрман — тренер по легкой атлетике, и первокурсник Фил Найт — бегун на среднюю дистанцию. Двое мужчин, страстно любящих спорт, сразу же нашли общий язык. Билл Бауэрман воспитал множество олимпийских чемпионов из числа студентов университета, уделяя большое внимание их всестороннему развитию, а не только физическим тренировкам. В 1972 году его пригласили занять пост тренера олимпийской команды США по легкой атлетике. После смерти великого коуча удостоили собственным бюстом в Национальном зале славы.

Билл Бауэрман
Фил Найт

С чего всё началось?

1963год. Мир восстанавливался после второй мировой войны. Фил Найт окончил университет, недолго проработал специалистом по финансам, и отправился в Японию для заключения первой деловой сделки. Знал ли он, что ему суждено основать мировой бренд?

Идея Фила Найта была простой — заполнить американский континент недорогими кроссовками азиатского производителя, купля-продажа. Мало кто знает, но первоначально компания называлась Blue Ribbon Sports, а беговая обувь, которую она реализовывала, носила имя «Tiger», ныне известная под брендом Asics.​

Первая партия кроссовок из Японии в количестве 300 штук поступила на продажу. В качестве склада Фил использовал родительскую прачечную.

В 1964 Найт приглашает к сотрудничеству Билла Бауэрмана на условиях полноправного партнерства. Тренер и его бывший ученик вкладывают по 500 долларов на общее дело и пожимают друг другу руки. Их бизнес строится на личных контактах — Билл и Фил продают первую партию кроссовок знакомым спортсменам, тренерам, рассказывая о преимущества легкой и удобной обуви. На перепродаже 300 пар они заработали около 8 000 долларов.

Первый штатный работник и ребрендинг

Джефф Джонсон
Первый штатный работник

Основным событием 1965 года стало расширение штата компании. Найт и Бауэрман официально наняли в Blue Ribbon Sports первого сотрудника – Джеффа Джонсона, бывшего соперника Фила по забегам в Орегонском университете. В его обязанности входила продажа кроссовок Tiger спортсменам на выезде.

Джефф подъезжал на своем фургоне в места, где проходили соревнования по легкой атлетике, и предлагал товар, указывая на его преимущества. А также расспрашивал потенциальных покупателей о том, какой должна быть, по их мнению, спортивная обувь. Это позволяло получать важную для формирования рыночной стратегии информацию. Впоследствии Джонсон стал автором нового названия для бренда – Nike.

Незадолго после того, как Джефф приступил к работе, ему во сне приснилась древнегреческая богиня победы Ника. Он рассказал об этом Филу и Биллу, которые сочли сон хорошим знаком и решили сделать ребрендинг компании. Так появилось название Nike – в честь той самой богини победы.

В 1966 г. у Blue Ribbon Sports появляется своя первая мастерская по пошиву обуви. Первые кроссовки, сшитые вручную, предназначены специально для бега. Кожаный верх заменен на нейлоновый. Они более легкие и не трескаются на солнце. К 1969 г. компания насчитывает уже 20 работников и имеет несколько розничных магазинов.

“Swoosh” Найк и неожиданные трудности

Знаменательным и переходным в истории бренда становится 1971 год. Продолжая преподавать в университете, Фил по воле случая познакомился с талантливой студенткой дизайнерского отделения – Кэролайн Дэвидсон. Девушка находилась в поиске подработки, чтобы иметь возможность оплачивать дополнительные курсы по живописи маслом, и Найт нанял ее в качестве разработчицы логотипа для своего бренда. Идея, которую должна была отразить дизайнерская работа, заключалась в постоянном движении.

 Кэролайн Дэвидсон
Дизайнер логотипа Nike

За относительно недолгое время работы Кэролайн предложила привередливому преподавателю несколько десятков вариантов эскизов, но ни один из них не пришелся Филу Найту по душе. В итоге, когда грузовые автомобили полные кроссовок уже стояли на границе с Мексикой, готовые к отправке и без логотипа, выбирать картинку пришлось быстро и на ходу. Фил отдал предпочтение логотипу «swoosh», при этом отметив, что он ему не нравится, но придется привыкнуть. А Кэролайн Дэвидсон получила за свою работу всего лишь 35 долларов.

Спустя годы, когда «свуш» Найк начали узнавать во всем мире, Найт все же отблагодарил дизайнера как следует, подарив девушке кольцо с бриллиантами и часть акций компании.

«Свуш» претерпел лишь незначительные изменения, более чем за 50 лет своего существования.

Но стремительный успех не мог продолжаться вечно. Активное развитие дела спровоцировало первые серьезные проблемы. Японские партнеры из фирмы Tiger поставили перед владельцами Nike ультиматум: если Найт не продаст им свою долю в бизнесе, они лишат бренд эксклюзивных дистрибьюторских прав в Штатах.

Такая постановка вопроса привела Tiger и Nike к судебному процессу. Его итогом стало решение, позволяющее Филу и его коллегам пользоваться японскими разработками еще на протяжении 6 месяцев. Но по их истечению бренд имел право распространять обувь исключительно собственного производства.

Nike Moon shoe

В этом же 1971 Nike представляют свои знаменитые Moon Shoe – кроссовки с подошвой в виде вафли. Этот дизайн разработал Бауэрман. Биллу понадобилась… вафельница жены. Эти кроссовки хорошо сцеплялись с землей и служили гораздо дольше. Очень быстро эти кроссовки становятся самыми продаваемыми в США.
Обувь Nike начинают поставлять за рубеж. Первым рынком сбыта стала Канада. Благодаря тщательно продуманной стратегии производства товара и сбыта доход компании вырос до 3,2 млн в 1973 году.

Nike Air. Популярность с 1979 года

Фрэнк Руди
Авиационно-космический инженер

В 1974 г. в штатах появляется первая фабрика Nike. Компания начинает шить обувь на экспорт в Австралию. Через пару лет объемы производства расширяются настолько, что кроссовки начинают шить в Корее и Тайване.
Компания постоянно сотрудничает со знаменитыми спортсменами и выступает спонсором на соревнованиях высокого уровня. На Олимпиаде 1976 года очень много легкоатлетов в обуви Nike. Они ставят рекорды, завоевывают золотые медали.
Популярность бренда постоянно растет. Принимается решение о выпуске детской линии кроссовок, а также линии спортивной одежды.
В 1979 г. с помощью авиационно-космического инженера Фрэнка Руди была разработана технология использования воздушной подушки в подошве кроссовок. Так зародились знаменитые Nike Air.
По-настоящему громко технология заявила о себе в 1987 году, когда дизайнеры выпустили коллекцию Air MAX. Коллекция кроссовок с технологией Air пополняется каждый год. Некоторые модели (например Huarache) становятся бестселлерами и выпускаются до сих пор.
1980 г. приносит беговым кроссовкам Nike звание самых продаваемых в США. Они обгоняют даже Adidas.
В 1981 г. у Nike уже около 3 тыс. штатных сотрудников, а доход составляет почти полмиллиарда долларов.

Air Max 1 

Реклама Nike inc.

Помимо технологий создатели компании активно занимались рекламой. Nike inc. сотрудничали с большим количеством спортсменов. Самым известным стал союз со знаменитым баскетболистом Майклом Джорданом.

Тогда в 1985г. спортсмен только начинал свою карьеру в Chicago Bulls . Он вышел на площадку в черно-красных кроссовках от Nike inc. В то время баскетболисты играли в белой обуви, и Майкл Джордан выделялся на их фоне. Спортсмена оштрафовали и запретили играть в кроссовках от Nike inc. Однако это не остановило ни компанию, ни Майкла. Бренд оплачивал все штрафы баскетболиста, чтобы тот играл только в красно-черных кроссовках. Все это стало крайне успешной рекламой кампанией.

Майкл Джордан

В 1988 году Nike запускает новую рекламную кампанию “Just Do It”. Руководство компании хотело слоган, который способен мотивировать. Фразу, которая заставит поверить в себя всех: мальчишку со школьного стадиона или участника Олимпийских игр.

Важную миссию исполняло рекламное агентство Wieden & Kennedy, за дело взялся основоположник компании Дэн Виден. Ведь это был не только денежный контракт, но и вопрос репутации. Дэн проводил дни в бесконечных поисках, как же придумать ёмкую фразу, которая запомнится?

В 1977 году был известный преступник Гэри Гилмор, которого приговорили к расстрелу за убийство нескольких человек. Новость облетела все Штаты — такой приговор в США суд вынес впервые за 10 лет. Гэри не был благополучным гражданином, большую часть жизни он провел в тюрьме. Он сознательно выбрал смертную казнь, отказавшись от прошения о помиловании.

Последними словами Гилмора было «Давайте сделаем это!» (В оригинале как: «Let’s do it»). Фраза с небольшим изменением была позаимствована для рекламной кампании. Впервые слоган «Просто сделаем это» появился в широком прокате в 1988 года. Ролик ждал колоссальный успех.

К рекламной компании подключают известных спортсменов. Благодаря тщательно продуманной стратегии в 1990 г. Nike становится мировым брендом №1 по производству спортивной одежды и обуви.

Так что, если вы в поиске идеальной пары обуви для занятий спортом, то:

Пролистать наверх